оглавление

новости

либретто
постановка
персонажи
и актёры

история
создания


downloads

300 лет
в камне

роман
ссылки

Форум
Гостевая книга сайта

Собор Богоматери (1163 - 1285)

Cобор Парижской Богоматери (см. рис) — иначе: Нотр-Дам де Пари — расположен в Париже на острове Ситэ. Он представляет из себя архитектурный памятник ранней французской готики (с этим можно поспорить но раздел содержит только общую информацию). С архитектурной точки зрения это пятинефная базилика с трансептом и двумя фланкирующими башнями. Украшен витражами и скульптурами на фасаде(ок. 1165 - 1225) и в хоре(13 - 14 вв.).

Высота собора: 35м (высота интерьера) 69м (высота башен)
Длина: 130м
Ширина: 108м

Вид изнутри.

Играет музыка к песне "Пора соборов" из мюзикла НДДП. Скачать можно здесь. Автор: Ришар Кочанте.

NOTRE-DAME

Hотр-Дам воздвигнут во время, когда христианская базилика уже вытеснила храмы предшествующей романской эпохи, по решению епископа Мориса де Сюлли (Maurice de Sully), который начал строительство хора в 1163. Позже пришёл черёд нефов, затем фасада. Их постройка заняла несколько лет, пока около 1200 г. епископ Эд де Сюлли (Eudes de Sully) не закончил фасад и приступил к постройке башен, завершённых в 1245. Потом приступили к постройке часовень нефов и хора, под управлением архитектора Жана де Шель (Jean de Chelles); к 1250 был закончен фасад северного крыла трансепта, в то время, как к южному крылу приступили восемью годами позже. Церковь можно считать законченной в 1345 г..
Разрушительное действие времени, а также человеческих рук, трагедии многочисленных войн, ухудшали в течение веков оригинальный вид, в особенности в течение революции, как, например, в 1793, когда возникла угроза полного разрушения. Позже собор был посвящён богине Правды, когда Робеспьер (Robespierre) установил этот культ. Впоследствии, он был посвящён снова, в 1802, точно к тому времени, когда Наполеон I в 1804 был коронован папой Пием VII. Собор был восстановлен окончательно Виолетом-ле-Дюком (Viollet-le-Duc) между 1844 и 1864, но подвергнулся риску быть вновь уничтоженным пожаром в 1871.
Внушительный и величественный в стилистическом и формальном единстве, фасад Нотр-Дама разделён вертикально на три части колоннами, и расположен горизонтально на трёх планах, нижний из которых открывается тремя входами в глубине. Выше находится галерея, названная Галереей Королей (Galerie des Rois), со своими двадцатью восемью статуями, представляющими королей Израиля и Иудеи. Народ, который считал их за ненавистных королей Франции, их уничтожил в 1793; впоследствии их снова водрузили на прежнее место. Средняя часть представляется двумя грандиозными окнами которые окружают большую розетку датированную 1220-1225 гг., около 10 метров в диаметре. Статуя Девы с Ребёнком между двумя ангелами в центре и Адам с Евой по краям составляют пластичный элемент этого промежуточного этажа. Выше расположена переплетённых арок-колонн, между двумя боковыми башнями, которые никогда не были закончены, но которые, даже без стрел сохраняют все их обольщение, вызванное огромными окнами. Здесь Виолет-ле-Дюк дал волю своей фантазии: нереальный мир демонов, которые рассматривают город, далеко внизу, иронического или задумчивого взгляда, птиц в фантастических или баснословных формах, смешных фигур гримасничающих чудовищ, рождается в наиболее несвязных и неожиданных местах собора. Севшие на самой высокой части здания, наполовину скрытые стрелой или в равновесии на продолжении стены, все эти каменные фигуры кажутся сидящими там уже века, в размышлениях о судьбе человечества, которое суетится там, очень далеко, внизу.

Детали входов


Готика этих входов(а речь идёт о второй четверти тринадцатого века(1220 г.)) характеризована более хрупким и более прямым способом смотреть на природу и ее интерпретировать, сгибая вещество в более деликатных формах и оставляя свободное пространство между фигурами.
Центральный вход посвящён теме, которая наиболее дорога, возможно, готическим художникам, — теме Страшного суда. На опоре, которая его разделяет, серединой оказывается Христос, в то время как в оконных откосах оказываются панели с олицетворениями порока и Благодетели, и статуи Апостолов. Сцены небесного Суда, Рая и Ада изящно расположены в кривой арки. Скульптурная группа с Последним Судом разделена на три части и над нею господствует фигура Христа, окруженного Девой, Святым Жаном и ангелами, носящими эмблемы Страсти. Ниже оказываются с одной стороны избранники, которые заслужили спасения и с другой, осужденные на муки, те, кто привлечен к окончательному наказанию. В меньшей части, Воскрешение.
Вход правой стороны или Святой Анны, построенный между 1160 и 1170 годами включает детали сделанные в XII и XIII веках и статую Святого Марселя, парижского епископа V века, на центральной опоре. Дева представлена между двумя ангелами, между, с одной стороны епископом Морисом де Сюлли и, с другой — королём Людовиком VII.
Третий вход, с левой стороны, — вход Девы, и он, возможно, более всех привлекает, благодаря эпическим оттенкам и торжественной величиной скульптур. Дева с Ребёнком, современной эпохи, оказывается на промежуточной опоре. Выше, обработаны темы, посвящённые иконографии жизни Девы, то есть Смерть, Коронация и Успение.

Внутренняя часть


Едва введенные в собор, мы сразу поражаемся, прежде всего, пропорциями: интерьер имеет 130 метров в длину, 50 в ширину и 35 в высоту, и может содержать легко 9,000 человек. Цилиндрические 5ти метровые в диаметре колонны разделяют церковь на пять нефов: двойная галерея окружает трансепт, также как и хор. Трибуна располагается выше аркад и преодолевается в свою очередь большими окнами, откуда распространяется мирный свет. Часовни, богатые произведениями искусства XVII-ых и XVIII-ых веков, следуют друг за другом с одинаковым интервалом вдоль нефов, до точки, где они встречают поперечное крыло трансепта. В большие розетки в краях встроены блестящие витражи XII века: Главным образом замечательна та из них, что находится в Северном крыле и датируется приблизительно 1250-м годом, с темами Ветхого Завета и в центре — Дева с Ребёнком, которую запоминают по чудесному голубому свету, что она излучает.
От трансепта перейдём к хору: во входе две опоры, из которых та, что с правой стороны, поддерживает знаменитую статую Богоматери XIV-ого века, из часовни Сэн-Айнан(Saint-Aignan). Кресла со скульптурной спинкой XVIII-ого века, наполовину окружают алтарь на котором оказывается статуя Девы Милости работы Николя Костю (Nicolas Coustou). Две другие статуи окружают, одна — Людовика XIII, работы Гийома Костю(Guillaume Coustou), и другая Людовика XIV, работы Койзево (Coysevox). Наконец, галерея с сияющими часовнями, где располагаются многочисленные могилы. Направо, между часовней Святого Дени и часовней Святой Мадлен, открывается вход Сокровища, где можно восхищаться реликвиями и деталями золотых и серебряных изделий. Среди наиболее важных реликвий оказываются фрагмент Настоящего Креста, Терновый венец и священный Гвоздь.
Кто теперь захочет из глубины церкви посмотреть на главный вход, не может не быть пораженным большой розеткой выше органа XVIII-ого века, который представляет знаки зодиака, Месяцы, Недостатки и Мужества.

Внутренняя часть: большая Южная розетка

Шедевр XIII века, но отреставрированный в XVIII-ом, она представляет, в центре, Христа, окружённого апостолами и мучениками, разумными Девами и безумными Девами, на пути к тому, чтобы благословлять. Богатство цветов, их освещенность, положение самих стеклянных частей, нам создают впечатление, что единственная и ослепительная звезда взорвалась там неожиданно, пустив во все стороны свои ценные частицы света.

Апсида


Обычно, во всех других церквях, апсидная сторона служит для того, чтобы собирать, как в просторном объятии, все силовые линии внутренней части, и ритмические, и космические. Здесь, наоборот, апсида сама имеет свой ритм, и в свою очередь создаёт новое движение, которое передается каждым структурным элементом арок-рёбер. Рёбра-арки, размер которых достигает 15 метров, — произведение Жана Рави(Jean Ravy). Брошенные смело в пустоту, они потеряют свой архитектурный смысл чтобы оказываться тонким дополнением структуры апсиды.

Правый бок (Южный) Собора


Интересный вид открывается на собор с набережной Монтебелло (Montebello), одной из многочисленных набережных Сены, всегда оживленных и людных. Букинисты, замечательные продавцы старинных и современных гравюр, у которых можно найти редкую и любопытную книгу, — типичная черта этой улицы, отмеченной парижанами.

Веб-дизайн: Trouillefou. << Намылить.>> trouillefou@list.ru







Открывая двери...

История постройки
Детали входов
Интерьер
Южная розетка
Апсида
Вид сбоку






Словарь

Фотографии

Hosted by uCoz